- Основы педагогики (социальной педагогики)
- исходные данные, главные составляющие содержания педагогики (социальной педагогики), определяющиеее как самостоятельную отрасль знания.1. Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики) учения, теории, концептуальные подходы различных наук, накоторые опирается педагогика (социальная педагогика) и которые в своей совокупности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные теории личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельности (учение о взаимосвязи среды и воспитания) и др.2. Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки собственные теории, учения, концептуальные подходы, наоснове которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика.3. Методологические основы педагогики (социальной педагогики) теоретические, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (теучения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики).Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педагогики: педагогического, социально-педагогического исследования, педагогической, социально-педагогической практики) исходные, главные положения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) егосуществования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическимисредствами.Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.;реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая возможности управления явлением, создания оптимальных условий для егосуществования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.